Исполнительный директор и основатель аналитического отдела ZephyrLab Макс Кирилычев рассказывает, как мы создаём дешборд и аналитические системы.

После прочтения этой статьи у вас будет общее понимание о производстве дешбордов, поэтому многие вещи будут приводиться в общих чертах. Дешборд собирается под конкретный бизнес и определённый список задач. 

План создания дешборда

  • Анализ бизнес-процессов, сбор требований.
  •  Аналитика существующих моделей данных.
  •  Проектирование и расстановка акцентов.
  • Работа с ключевым сценарием.
  • Проектирование структуры и способов визуализации данных на дашборде.
  • Создание дизайн-концепции дашборда.
  • Разработка дизайна экранов ключевых сценариев.
  • Сборка интерактивного прототипа.

Процесс создания дешборда для руководителя

1Анализ бизнес-процессов, сбор требований

Важно понять, какие цели и потребности есть у того конкретного человека, который будет пользоваться системой. На данном этапе мы определяем, какой тип дешборда лучше подойдёт под цели клиента. Почитать и посмотреть примеры систем можно в этой статье

2Аналитика существующих моделей данных

После определения основных целей создания  мы погружаемся в XLS, получаем у заказчика доступы к системам для аналитики. Также дополнительно мы изучаем все открытые источники. Из нашего опыта

Работа с данными

работы с финансовыми, строительными и коммерческими компаниями, мы сделали вывод о том, что данных заказчика, как правило, недостаточно для создания реально работающего дешборда. Это большой объём данных, из которого почти невозможно вытащить главное.

Ключевое слово «почти».

Все данные мы разбиваем на категории и группы. Таких категорий может быть шесть или восемь в зависимости от проекта. Потом начинаем вытаскивать акценты.

3Проектирование и расстановка акцентов

Во время интервью для постановки реальной задачи по дешборду мы вытаскиеваем из руководителя или менеджера, для которого создаётся система, реальные потребности. Мы спрашиваем, на какие строки он смотрит в первую очередь. Например, для финансового сектора был кейс, когда было важно сравнивать показатель выручки в определённом коридоре значений. Если значение выпадает из отмеренного отрезка, то значит что-то идёт не так. Для нас это важный акцент, который мы будем вытаскивать на первый план дешборда.

4Работа с ключевым сценарием

После того, как у нас есть группа данных, мы понимаем акценты и что важно нашему клиенту. На этом этапе мы определяем будущие сценарии, по которым будет выстраиваться сетка панели мониторинга.

 

Реальный пример

Когда дешборд показывает, почему просели продажи

В интернет-магазине одежды в три раза упали продажи. Генеральный директор перепроверял все данные несколько раз. Он пересмотрел все возможные зависимости: финансовые показатели рынка, выручку компании и маркетинговую кампанию. В итоге он всё же докопался до сути. В Москве значительно потеплело, а менеджер закупил большую партию зимних курток, которые и сделали дыру в бюджете.

Выстраивается цепочка: руководителю нужно увидеть проблему региона, посмотреть статистику, найти этот регион, спуститься ещё вниз и увидеть телефон управляющего.

Так на примере мы описали Drill-down будущего дешборда.

Drilldow (детализация данных) — это специфическая аналитическая техника, которая позволяет пользователю двигаться среди различных уровней данных, от итоговых до детализированных. Пути углубления могут быть определены иерархией вместе с размерностью, или другими связями.

Уведомления (Alert)

Уведомления мы расставляем на те данные, показатели которых влияют на бизнес. Например, наш телефон начинает заранее нам рассказывать о том, что заканчивается батарея с помощью push-уведомлений, которые не дают работать в обычном режиме. Мы применяем похожий способ для расстановки акцентов.

5Структура будущего дешборда и способов визуализации данных на дашборде

На основе анализа входящей информации мы строим сетку блоков, по которым нужно разнести собранные данные. Сетка подбирается исходя из количеств отобранных категорий данных и приоритетов.

6Создание дизайн-концепции дашборда

Мы делаем рыбу будущего дешборда и расставляем всё по категориям. В этот момент важно отобрать общие параметры для всех блоков и вытащить их на верх сетки: счета, временные периоды, регионы и т.д. Эту информацию важно отделить, чтобы потом работать с остальными данными. Этот приём позволяет составлять мульти-дешборды для руководителей разных филиалов, чтобы была возможность посмотреть данные именно по своему производству.

Дешборд ZephyrLab
Сетка будущего дешборда

Определяем какие данные и каким способом лучше визуализировать: круговая диаграмма, график, рейтинг и тд.

7Разработка дизайна экранов ключевых сценариев

После того как мы разложили все блоки и у нас уже считывается механика, мы переходим к общей визуализации. Именно на этом этапе подключается дизайнер. Мо собираем всё в единый стиль и сохраняем акценты.

дешборд zephyrlab
Как мы наполняем блоки данными

Например, в данном кейсе дешборд помогает следить за состоянием оборудования, которое находится по всей России. На каждом объекте стоит датчик, который сообщает программе о его местонахождении. С помощью дешборда мы контролируем общий поток по регионам, состояние оборудования, видим кто и как справляется с сопровождением, даже есть целый рейтинг компаний.

8Сборка интерактивного прототипа

У дизайнера уже есть все данные для завершения работы над дизайном дешборда. Остаётся подготовить все макеты к отправке к разработчикам.

дешборд zephyrlab
Следующая часть — наполняем цветом, расставляем акценты

Обычно мы создаём сразу два цветовых решения. Одно для продаж и переговоров с тёмным интерфейсом, а белый интерфейс именно для работы.

Примеры работ

Итого

В основе любой системы всегда лежат цели и ожидания заказчика и тот эффект, который мы хотим достигнуть. Пользовательский дешборд формируется под конкретные задачи, которые выявляются из массива данных. Дешборд будет работать в случае глубокой аналитики на первых этапах. Именно по этой причине очень важно личное общение и внешняя экспертиза. Аналитик, который находится вне системы может увидеть больше, чем тот, кто внутри.

Мы очень коротко описали процесс создания дешборда. Но обращаем внимание, это только шаблон, все случаи индивидуальны и для каждого проекта мы находим своё решение.

Узнавайте последние новости студии в нашем telegram-канале: Зефир и мир

Хочу подписаться

Получайте последние новости первыми